ORT iJET Challenge

Блог создан в рамках конкурса ORT iJET Challenge 2011 (ijet.ort.org). Сообщения в блоге написаны на основе исторических фактов, взятых из открытых источников, но могут содержать размышления, выводы и предположения, сделанные участниками конкурса от лица исторической личности, но не принадлежащие ему. Данный блог следует воспринимать, как художественное произведение, написанное на основе реальных событий, но не претендующее на историческую точность.

вторник, 28 июня 2011 г.

Моё детство


Вероятно, то немногое, что я помню о своем детстве  в России  - первые восемь лет,  - и  есть  мое  начало, то,  что  теперь называют "формирующими годами".  Но если  это  так,  то жаль,  что радостных  или хотя бы  приятных воспоминаний  об этом  времени у меня очень мало. Эпизоды, которые я помнила все последующие семьдесят лет,  связаны большей частью с мучительной нуждой, в  которой  жила наша  семья; я  помню бедность, голод,  холод  и  страх. Со страхом связано одно из самых  отчетливых моих воспоминаний.  Вероятно,  мне было тогда года три с половиной-четыре. Мы жили  в Киеве, в  маленьком доме, на первом этаже.

Ясно помню разговор о погроме, который вот-вот должен обрушиться на нас.  Я тогда  не  знала, что такое погром, но мне  было известно, что  это связано  с тем, что мы евреи, и  с  тем,  что толпа  подонков  с  ножами  и  палками  ходит  по городу и  кричит:  "Христа распяли!". Они ищут евреев и сделают что-то ужасное со мной и с моей семьей. Потом я  стою  на  лестнице, ведущей  на второй  этаж, где живет другая еврейская семья; мы  с  их дочкой держимся за руки и смотрим, как наши  папы стараются забаррикадировать досками  входную дверь. Погрома не произошло, но я до сих пор помню, как сильно я была напугана и как сердилась, что отец , для того чтобы меня  защитить, может только сколотить несколько досок, и что мы
все должны покорно ожидать  прихода хулиганов. Киев, где я родилась, скрылся от меня в тумане времени, но образ Пинска я сохранила, возможно, потому что  я столько слышала и читала о нем. Многие их  тех,  кого  я встретила  в  последующей жизни,  были  родом  из Пинска и близлежащих городков, в том числе семьи Хаима Вейцмана и Моше Шарета.
А в  конце 1905 года пришло письмо из Милуоки. У отца была работа, так что мы могли начинать сборы в дорогу.
Сборы были долгие и трудные. Непростое дело было в те времена женщине с тремя дочками - из них две  совсем маленькие  - проделать одним весь путь от Пинска  до  Милуоки. Помню только  суету этих последних недель в  Пинске, прощание с родственниками, поцелуи и слезы. В те времена уехать  в Америку было почти то же  самое, что отправиться на  Луну.




Четырнадцать дней на  пароходе  - это была  не увеселительная прогулка. Нас втиснули в темную, душную каюту еще с четырьмя людьми; ночью мы спали на голых койках, а днем  большей частью стояли в  очереди на раздачу еды. Иногда  я  играла с  детьми,  которые тоже  ехали  четвертым  классом,  и мы рассказывали  друг  другу,  какие  невообразимые  богатства  ожидают  нас  в "золотой стране".



Комментариев нет:

Отправить комментарий